Высоцкий Владимир Семёнович

Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, там же) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).

Как поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы. Творческая эволюция Высоцкого прошла несколько этапов. В его раннем творчестве преобладали уличные и дворовые песни. С середины 1960-х годов тематика произведений начала расширяться, а песенные циклы — складываться в новую «энциклопедию русской жизни». В 1970-х годах значительную часть творчества Высоцкого составляли песни и стихотворения исповедально-философского характера, поэт часто обращался к вечным вопросам бытия.

Театральная биография Высоцкого, окончившего в 1960 году Школу-студию МХАТ, связана главным образом с работой в Театре на Таганке. На его сцене актёр играл Галилея (спектакль «Жизнь Галилея», 1966), Хлопушу («Пугачёв», 1967), Гамлета («Гамлет», 1971), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979). Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме «Сверстницы». За годы работы в кинематографе актёр снялся в более чем двадцати пяти фильмах. Кинобиография Высоцкого включает роли подпольщика Бродского («Интервенция», 1968), зоолога фон Корена («Плохой хороший человек», 1973), капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя», 1979), Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979) и другие. Исследователи отмечали, что в сценических и экранных работах Высоцкого экспрессивность сочеталась с психологической достоверностью. В ряде спектаклей, а также в художественных фильмах, теле- и радиопостановках он выступал и как автор песен.

При жизни Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания. В 1968 году в печати была развёрнута кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» (составитель — Роберт Рождественский). Тем не менее цензорский контроль за публикациями стихов и песен Высоцкого, а также посвящённых ему газетно-журнальных статей продолжал действовать вплоть до перестройки. Легализация его творчества началась в Советском Союзе в 1986 году, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. Со второй половины 1980-х годов начался выпуск книг и собраний сочинений поэта, ведётся исследовательская работа, посвящённая его творчеству. По некоторым оценкам, Высоцкий, занимающий одно из центральных мест в истории русской культуры XX века, «оказал сильное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений».

  1. Аисты
  2. Бал-маскарад
  3. Баллада о борьбе
  4. Баллада о брошенном корабле
  5. Баллада о вольных стрелках
  6. Баллада о гипсе
  7. Баллада о детстве
  8. Баллада о любви
  9. Баллада об уходе в рай
  10. Банька по-белому
  11. Банька по-чёрному
  12. Бег иноходца
  13. Беда
  14. Белый вальс
  15. Большой Каретный
  16. Братские могилы
  17. В далёком созвездии Тау Кита
  18. Вершина
  19. Вечная дань кораблей
  20. Военная песня
  21. Возле города Пекина…
  22. Вот – главный вход, но только вот…
  23. Горизонт (Чтоб не было следов – повсюду подмели…)
  24. Город уши заткнул
  25. Две судьбы
  26. Диалог у телевизора
  27. Дом хрустальный
  28. Дорожная история
  29. Если друг… (Пародия на Вл. Высоцкого)
  30. Есть на земле предостаточно рас…
  31. Жертва телевидения
  32. Жили-были на море…
  33. За меня невеста отрыдает честно…
  34. Зарисовка о Ленинграде
  35. Затяжной прыжок
  36. Канатоходец
  37. Кони привередливые
  38. Корсар
  39. Красное, зелёное
  40. Купола (Михаилу Шемякину)
  41. Лекция о международном положении, прочитанная человеком, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство, своим сокамерникам
  42. Лирическая
  43. Лукоморья больше нет (Антисказка)
  44. Марафон
  45. Марш студентов-физиков
  46. Милицейский протокол
  47. Мишка Шифман башковит…
  48. Мои похорона, или Сон очень смелого человека
  49. Мой друг уехал в Магадан…
  50. Мы вращаем Землю
  51. Моя цыганская (В сон мне жёлтые огни…)
  52. Набат
  53. На дистанции четвёрка первачей, или Кто за чем бежит
  54. Надежда (“Ну вот исчезла дрожь в руках…”)
  55. Нет меня – я покинул Расею…
  56. Ноль семь
  57. О диком вепре
  58. О нашей встрече что там говорить…
  59. Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука
  60. Он не вернулся из боя
  61. Она была в Париже
  62. Охота на волков
  63. Охота на кабанов
  64. Охота с вертолёта
  65. Памятник
  66. Пародия на плохой детектив
  67. Парус (“А у дельфина взрезано брюхо винтом…”)
  68. Песенка ни про что, или Что случилось в Африке
  69. Песенка о переселении душ
  70. Песенка о слухах
  71. Песенка про козла отпущения
  72. Песенка про мангустов
  73. Песня о вещем Олеге
  74. Песня о двух красивых автомобилях
  75. Песня о друге
  76. Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную, а он не хотел
  77. Песня о нейтральной полосе
  78. Песня о сентиментальном боксёре
  79. Песня про белого слона
  80. Песня про нечисть
  81. Песня про холеру
  82. Песня студентов-археологов
  83. Письмо в редакцию телевизионной передачи “Очевидное – невероятное” из сумасшедшего дома – с Канатчиковой дачи
  84. Письмо к другу, или Зарисовка из Парижа
  85. Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям
  86. Прерванный полёт
  87. Притча о Правде и Лжи
  88. Про речку Вачу и попутчицу Валю
  89. Про чёрта (“У меня запой от одиночества…”)
  90. Профессионалы
  91. Прощание с горами
  92. Пять каскадёров
  93. Разбойничья
  94. Райские яблоки
  95. Ребята, напишите мне письмо…
  96. Скажи ещё спасибо, что живой
  97. Скалолазка
  98. Смотрины
  99. Спасите наши души
  100. Странная сказка
  101. Так случилось – мужчины ушли
  102. То была не интрижка…
  103. Товарищи учёные
  104. Тот, кто раньше с нею был
  105. Утренняя гимнастика
  106. Человек за бортом (Анатолию Гарагуле)
  107. Честь шахматной короны ((Песня первая – ПОДГОТОВКА, Песня вторая – ИГРА)
  108. Чёрное золото (Марш шахтёров)
  109. Чёрные бушлаты
  110. Штрафные батальоны
  111. Я из дела ушёл…
  112. Я не люблю
  113. Я – “Як”, истребитель