Так, что же такое бард?

Бард (от кельтского bardos, восходит к праиндоевропейскому *gwerh — провозглашать, петь) — певцы и поэты у кельтских народов, одна из категорий друидов. В середине XV века слово бард из гэльского языка вошло в шотландский диалект английского в значении «бродячий музыкант» (по-видимому, с пренебрежительным оттенком).

Авторская музыка, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой… (Википедия)…

Итак, что же такое бард? Бородатый мужик «со слезой» исполняющий у костра «Милая моя, солнышко лесное…»… Или надрывно звучащее с подпольно записанной аудиокассеты «Сможешь выйти на площадь?»… Или стёб над самой логикой «И похожая на САМОЛЁТ, над костром пролетает снежинка, как огромный седой ВЕРТОЛЁТ»?…

Наверное, и то и другое и третье…

Сразу оговорюсь – я себя к бардам не причисляю, хотя и числюсь в авторах КСП «Дорога», сам пою плохо- не дано, диссонанс когнитивный между слухом и голосом, некоторые песни на мои стихи исполняют знакомые, вроде бы у них получается… Но я  – не «автор-исполнитель», как иногда тоже именуют «бардов», начиная с 60-х годов. Тогда уж и Евтушенко и Вознесенский – тоже авторы-исполнители, ведь, хоть и без музыки они исполняли свои стихи, собирая огромные аудитории…

А вот для себя решил: бард – это человек, имеющий и излагающий в песне свою жизненную позицию, совпадающую с моей – да, вот так. И если для этого нужно «идти впереди тракторов» (для малосведущих – это Визбор, «Плато Расвумчорр») или «считать слонов и в нечет и в чёт… пока не явится ко мне мой чёрт» (слегка перефразированный Галич), чтобы сказать «Извини, старина, захотелось немного излиться… а ты уверен ли наверняка, что без тонких, предельно натянутых струн точно так же бы трепетно билось, это маленькое, но яркое, звенящее сердце полка?» (Ланцберг) – то я с ними.

Но есть и те, в плейлисте КСП «Дорога», с которыми я не был, или был но перестал быть вместе. Вертинский – это «городской романс», да возможно предтеча, но уж никогда не кельтский бард и не бард нынешнего времени.

Хорошо отношусь к Никольскому, но это всё-таки рок-музыкант, не признаю этого понятия «рок-бард», тогда уж и Кипелова туда же, и Цоя и Глеба Самойлова – тоже весьма самобытные тексты, и – кстати, первый альбом Цоя – гитарный, чем не бард? И у костра сейчас «Кино» и «Агату Кристи» в археологических экспедициях заказывают у гитариста чаще, чем всё остальное – «Кукушку» давай! – Нет, «Я на тебе, как на войне»!…

Кстати, а почему нет в списке авторов Саши Башлачёва? Вот он уж точно бард, с надрывом сердца. Но это так, отступление.

Не понимаю, откуда взялся в списке «попсовый» Малежик. Тоже можно кучу примеров взять из эстрадных артистов, которые и песни сами пишут и поют под гитару… только вот, «приоритета текста» а если по-моему сказать «души в тексте» у них нет.

Олег Митяев (вы будете смеяться, но я помогал ему гитару настраивать, когда он был на гастролях у нас в ТобольскеJ. И я же делал на компе дизайн билетов, распространял их, продавал во время концерта аудиокассеты). Он первый продал движение КСП, стал  давать концерты за большие деньги… Не осуждаю, времена такие, но это уже не бардовская песня.

И тем более, не могу принять человека, предающего свою страну. Критиковать – да, ёрничать, насмешничать – наверное, тоже да (вспомнить хотя бы Леонида Сергеева, «Хоккей» «Какая гадость их шотландский виски! А тренер прав, вчера я перебрал… Михайлов: ху-ху-ху, нужен гол…). Но активно переходить на сторону «оппонентов» (это я мягко выразился) России – не могу принять. Галич же (даже активный антисоветчик Галич!) и даже в эмиграции отождествлял себя с Россией, считал её Родиной. И Высоцкий не работал на «Радио «Свобода» – пусть даже его песни там звучали. А Макаревич, да и БГ тоже – они предали не государство, они предали страну, Родину. Сейчас, даже когда у костра вспоминают их песни, старые, хорошие, я ими когда-то заслушивался – я демонстративно ухожу.

В Тобольске в 1987 г. был организован КСП «Откровение». Я к нему тогда присоединился уже в 1990-м. Тогда ещё был жив его основатель Николай Резников («Топор»), на мой взгляд, было сильно, тем более для тех лет, когда школа бардовской песни уже постепенно угасала. Фестивали, в том числе и с приглашением известных «авторов-исполнителей» того времени (жаль, я не успел, когда приезжал к нам Юрий Кукин – замечу, бесплатно), знаменитая «Школа общения» – ежегодный выезд в кедровый лес – кто да выходные, кто на месяц…По старой памяти ребята и до сих пор там собираются, молодых много… Да, бардов из «Откровения» почти не вышло, известных-то точно, могу назвать только Андрея Жакова у которого было несколько своих песен – сейчас в Самаре живёт, Андрея Курочкина (Екатеринбург, кажется), но хороших людей из этой «школы» вышло много… Может в этом и цель «бардовского» движения – «Доставай гитары, барды, душу музыкой лечи»?

Из современных сейчас очень люблю слушать Олега Медведева. Это тексты для элиты, для тех, кто умеет думать, кто знает реально, о чём хочет сказать автор. Вот спроси у современного школьника, а что это значит? (специально выделил слова в этом тексте):

…Бризы Атлантики целовали
Руки, горящие на штурвале
Под Антуаном – синее море и облака
Вдаль, над плечом – не встречен, не найден
В небе летит пылающий Лайтинг
Краткий сигнал, последний привет на всех языках…

(Кстати, великолепное видео есть к «Маршу небесных связистов», правда там не «Лайтинг» в кадре – это неважно… зато масса знакомых до боли кадров из других фильмов. И – заодно – узнал, проверяя на точность, что Антуана /какого – знаете сами, если не знаете – мне вас жаль/ подбили именно на «Лайтинге», единственном, по моему истребителе у которого была не ручка управления, а штурвал, как на «бомберах»).

Но и само видео – это тоже как тест на совместимость наших душ. Провёл этот тест несколько раз на дорогих мне людях, и просто знакомых. Результатом удовлетворёнJ Значит, как писал (наверное первый, кто начал писать о «попаданцах» ещё в те годы, когда об этом было можно только мечтать – я в смысле о прочтении таких книг, «Одиссей покидает Итаку», Василий Звягинцев – мы «люди одной серии». А вот интересно – сколько будет «людей одной серии» из тех, кто вдумчиво прочитает этот текст?

Александр Швецов.

Так, что же такое бард?: 26 комментариев

  1. • прочитай, может своё мнение скажешь? а то у нас тут в КСП “Дорога” полемика намечается по поводу – “а что есть бард?”
    бард.doc
    41 КБ

    Егор 12:44

    Я почитал, но не понял в чем суть спора

    Ты серьезно усложняешь то, что довольно просто

    Есть жанровая музыка, есть музыка на стыке жанров

    При чем тут Родина, вообще не понял

    Я вот например считаю себя гражданином галактики и что дальше? Плюнешь в меня?

    Александр 12:46

    это не спор, дискуссия… тебе может и просто, а нам – тем, кто в то время был заражён идеями шестидесятников – сложно

    Егор 12:46

    А все вот эти даже не средневековые, а неолитические институты принуждения нисколько не уважаю

    Александр 12:47

    про твоё умение сказать что нет луны – я знаю… я хотел просто узнать твоё мнение

    Егор 12:47

    Дальше надо идти и шире мыслить)

    Александр 12:47

    хотя – я его уже давно знаю, достаточно было разговоров в экспеде

    щирще

    Егор 12:48

    По поводу моего мнения: я не понял в чем суть полемики…

    Бард ли Цой?

    Если он делает все сам, как уж бы там не получалось, и подыгрывает себе на гитаре, то да – бард

    Александр 12:49

    я по поводу – считать ли бардами предателей… впрочем, дискуссия ещё только начинается

    Егор 12:49

    Предателей чего?

    Александр 12:50

    Родины

    Егор 12:50

    И какое отношение Родина имеет к музыке?

    И судьи кто опять же?

    И как по-твоему человек становится предателем Родины, что ему для этого нужно сделать? Перестать восхвалять государство? Или разлюбить русскую березку?

    Я прям вообще не понимаю твоих ярлыков

    Предать можно друга, возлюбленную, маму… А Родину как?

    Александр 12:53

    Твоё мнение о стране я знаю… в бардовской песне – главное – текст. и вот какой он – это важно… мне противны многие тексты, которые звучат из динамиков карачарова-младшего, мне противны высказывания карачарова-старшего… вот об этом я и говорю. мы разные, нам не сойтись во мнениях… но – твоё я услышал… возможно, применю в полемике с московскими “друзьями”

    Егор 12:53

    Ну то есть если дал клятву именно вот Родине: буду делать то-то и то-то, то понять еще можно как-то. А если не давал?

    Александр 12:54

    в данном контексте – нет смысла продолжать диалог – это разговор с двух разных позиций

    Егор 12:54

    Короче ты смешиваешь горячее и мягкое, если отбросить полемику о предательстве.

    Никакого отношения ура-патриотизм к музыке не имеет.

    Александр 12:55

    Хорошо, скажу ещё. А наоборот?

    Егор 12:56

    У каждого свое понятие Родины, свое понятие хорошего для нее, я не понимаю как ты так легко навешиваешь ярлыки?

    Александр 12:56

    На кого?

    Егор 12:56

    На предателей

    Лучше на “предателей”

    Наоборот что? Имеет ли отношение музыка к ура-патриотизму?

    Александр 12:57

    И – это мой личный ярлык, моё личное мнение, которое никак не влияет ни на них, ни на Родину. Вся статья – это МОЁ мнение

    Егор 12:58

    Вот я о твоем мнение и рассуждаю в рамках моего мнения)

    Патриотическая музыка, наверное, бывает, но это не жанр

    Александр 12:58

    Имеет. Музыка во время войны вела в бой… И не надо о патриотизме (без всякого -“ура”)

    Я люблю свою страну.

    а вы?

    Егор 12:59

    Патриотической может быть классическая музыка, марш какой-нибудь, бурдовская музыка, рок-музыка, поп-музыка, но это не жанр

    Егор 13:00

    Александр Швецов
    Я люблю свою страну.
    И я люблю, но любовь у нас разная

    Александр 13:00

    Вот в этом мы и не сходимся…

    Егор 13:01

    В том что любовь разная?

    Александр 13:01

    в том, что я не считаю, что ты её любишь… очень много слов сказано было – я же слышу…

    Егор 13:02

    Знаешь есть хорошая фраза: права и обязанности одного человека заканчиваются там, где начинаются права и обязанности другого. Сначала ты клеймишь предателями БГ и прочих, а потом ставишь их к стенке и растреливаешь

    Егор 13:03

    Мораль у нас разная

    И совет: если не хочешь, чтобы решали за тебя, не решай за других…

    Ты мне задал вопрос, я ответил. Кто любит своего ребенка больше: тот кто ему во всем потакает и говорит какой он замечательный, или тот кто этого не делает, но при этом переживает за него не меньше? Слепец или зрячий?

    Не берусь ответить, кто любит больше, это лишь о том, что любовь бывает разной, оооочееееень разной

    Александр 13:06

    так-то я не про вопрос… не сегодня я слышу, в экспеде…

    и фраза не точна – там где заканчиваются права, там начинаются права другого

    про обязанности там не было

    Егор 13:07

    Не надо решать за меня кого я люблю, а кого нет, лучше меня никто этого не знает. Ты задал вопрос, я ответил. Если при этом я зряч, ну для меня это только плюс

    Егор 13:08

    Александр Швецов
    про обязанности там не было
    ок, в данном случае это не важно

    Александр 13:08

    обязаности – это соблюдать права другого

    Егор 13:09

    а со своими предателями ты меня пугаешь… перечитай белые одежды или архепилаг гулаг что ли

    Не суди, да не судим будешь)

    Александр 13:10

    солженицын – тоже предатель.. это моё мнение… ох, как бы я хотел сейчас, чтобы у нас был царь жёсткий, суровый – это тоже моё мнение – тогда бы и бардака меньше было бы

    Егор 13:11

    Тебя бы первого расстреляли

    За тунеядство

    Александр 13:11

    неа – не за что (пока)

    Егор 13:12

    Всех есть за что)

    Александр 13:13

    Ну тогда уж – всех и расстрелять. И найти другой народ, который бы поднял Россию… хотя – найдутся и у нас нормальные люди

    Егор 13:13

    В общем Саша, я – гуманист, а ты патриот. Вряд ли мы сговоримся

    Александр 13:13

    Гуманист – это что?

    Егор 13:14

    Я человеков больше люблю, чем родину и государство

    Александр 13:14

    Конечно не сойдёмся во мнениях… я тебе это уже в середине нашей переписки сказал

    Человеков – енто каких?

    Егор 13:14

    Александр Швецов
    Ну тогда уж – всех и расстрелять. И найти другой народ, который бы поднял Россию… хотя – найдутся и у нас нормальные люди
    А кто ж нормальный? Ты ли?

    Александр 13:15

    Я – нет

    Егор 13:15

    Ну вот вот, и я о том. Нормальный для государства это скорее всего робот…

    Я считаю что государство – для людей, а ты видимо считаешь наоборот

    И про предателей, ты мне, пожалуйста, больше не отправляй читать, я начинаю нервничать и переживать за тебя. А поскольку это ничего ровным счетом в твоей позиции не меняет, то это совершенно лишние для меня переживания

    Александр 13:18

    А ты иногда посматривай ТВ, ну хотя бы канал “Звезда”… про пацана, который в ледяную воду кинулся спасать 9-летнюю девочку и сам погиб… про наши (да не будет при этом карачарова) новые военные разработки

    я тебе больше отправлять не буду, твоё мнение я услышал

    если не возражаешь – возьму выдержки в свою дискуссию

    чтобы показать, что изменилось в мире, и как реагирует на это новое поколение

    Егор 13:21

    По пунктам: 1) Иногда посматриваю. 2) Никакого отношения к патриотизму героический поступок спасения человека не имеет. 3) Я за мир во всем мире, новые средства убийства это только новые средства убийства, а я против убийства.

    Не надо меня цитировать, разбирайтесь сами в музыкальных жанрах и предательствах

    Александр 13:22

    цитировать не буду

    Егор 13:22

    Хотя про жанры можешь процитировать

    Развели балаган вокруг музыки какой-то (ред.)

    Все написано до вас уже

    В общем, Саш, разозлил ты меня, извини, если где-то грубо. Мирупис, дружба жевачка, я тебя все равно люблю

    Не так же как Родину! 😉

    Александр 13:24

    да так, мне просто делать нечего, сижу на самоизоляции… а под рукой книга о Ермаке, которую надо сделать, там тоже кипиж – татары против установки поклонного креста в память казакам сибирским… мне пока просто это надоело, вот и влез в это ксп,

    А если разозлил – значит Задело…

    Егор 13:25

    Нет, что меня могло тут задеть.

    Александр 13:26

    Ой звините, панове… А то я не вижу…

    Егор 13:27

    Меня раздражает человеческая…. ммм… как же помягче… однобокость? недальновидность? непрозорливость?.. вот непонятливость будет помягче

    Когда очевидные вещи людям непонятны это очень раздражает

    Вот

    Очевидные на мой взгляд

    естессно

    Александр 13:28

    Ты забыл, что я психолог… И раскрутил тебя на очень интересный (думаю, для нас обоих) разговор

    Егор 13:28

    Так что нет, лично меня не задело. Хотя страшно, не дай бог разведется вас ура-патриотов, к стеночке поставите быстро

    Нет, мне он не интересен

    Александр 13:29

    врёщь! иначе давно уже бы прекратил… я сам тебе это предлагал в середине текста

    Егор 13:31

    Я склонен к дискуссиям мне нравится сам процесс. Объект дискуссии – раздражает

    Александр 13:32

    енто я – объект? не, я скорей субъект – вредный до чёртиков :)))

    Егор 13:32

    А гордится надо не военными разработками, а писателями, поэтами, учеными, философами, врачами

    И вот со всем этим у нас не так уж и хорошо последнее время

    Александр 13:33

    вот и у меня с Ермаком сейчас такая же проблема – кем его считать: покорителем Сибири с геноцидом татар или объединителем

    Егор 13:33

    объединителем чего?

    Александр 13:33

    ну, не у меня, но кипиж большой

    России с Сибирью

    Егор 13:34

    Это все у людей в головах от недостаточных знаний по истории. Колонизация это была. КОЛОНИЗАЦИЯ

    Завоевание

    Александр 13:36

    Местные татары пишут о том, что Ермак и его казаки уничтожили местное государство… А о том, что без них не было бы вообще потом государства – не заикаются

    Егор 13:37

    Объединить можно земли, которые были когда-то в составе единого государства, можно объединить единый народ. Но как можно объединить славянскую Россию с фино-тюркской Сибирью?

    Егор 13:37

    Александр Швецов
    Местные татары пишут о том, что Ермак и его казаки уничтожили местное государство… А о том, что без них не было бы вообще потом государства – не заикаются
    Ну как-то вот прикинь государство есть в Монголии без всяких русских)))

    Как неожиданно…

    Александр 13:38

    Кстати, а в каких колониях – я всё таки недостаточно силён в истории – кроме русских всем, в том числе и татарам, служилым казакам – были приданы все права

    Егор 13:38

    И много где на Земле обошлись без Ермака

    Егор 13:38

    Александр Швецов
    Кстати, а в каких колониях – я всё таки недостаточно силён в истории – кроме русских всем, в том числе и татарам, служилым казакам – были приданы все права
    Что ты понимаешь под правами?

    Право платить ясак?

    Александр 13:39

    Понятно, что не в самом Ермаке дело…

    Егор 13:39

    Не было там никаких особенных прав у местных

    Александр 13:40

    Право быть гражданином Российской империи… А особеных прав – ну кроме Речи Посполитой, Лифляндии – у них до революции оставались особые права – не было

    Егор 13:41

    Что самоедам давало право быть гражданином?

    Александр 13:42

    Или ты считаешь, что дойти до самого Берингова пролива – это не подвиг? Вот, я вспомнил термин – “землепроходцы”, отнюдь не колонизаторы

    Егор 13:42

    Индусы тоже были подданными ее величества

    Подвиг это девочку из воды вытащить, а зарезать кого-то – нет не подвиг

    Александр 13:43

    а нахрен нам и сейчас самоеды? они пасли себе олешек в тундрЕ и сейчас пасут – если их пока не ассимилировали до пьяни русские

    Егор 13:43

    Я про права

    Александр 13:44

    Пример – зарезать, нет просто не спасти из воды Володю Ленина

    Егор 13:44

    Если ты ответишь какие права, я поищу аналогию. Никаких прав колонизация не несла, только обязанности

    Александр 13:46

    Какие права сейчас! подавляет государство? Я помню текст Люмена, но вопрос именно – сейчас? Что тебе мешают, что ты не можешь делать – из того что нужно именно тебе

    Егор 13:46

    А так, ну знаешь, Гитлер с Наполеоном тоже объединители

    Война это была и присоединение новых территорий, жор соседей, что послабее

    Сколько смогли откусить – столько и откусили, пока европейцы были заняты разорением Америки

    И все права, которые получили инородцы: право платить ясак

    Александр 13:49

    извини – ясак платили ещё до Ермака… потом пришёл Кучум, отказался (я в детали сейчас не буду вдаваться, вспомни Скрынникова)…

    Но я то не об этом… Да, я считаю, что хорошо бы унизить до 0 САСШ и стать мировой державой

    А то, что приоритет ЛИЧНЫХ интересов над интересами СТРАНЫ – не государства, именно Страны – это гадкая ложь, достойная лишь Навального

    Егор 13:53

    А почему?

    Александр 13:54

    Ты про приоритет? Да потому, что я без страны не жив. Не по

    Егор 13:55

    Почему ты без нее не жив?

    Александр 13:55

    мню цитату “Ты можешь плакать по мне, ты можешь убить меня, если я заслужил, но это ты – Родина”…

    А ВЫ – можете уезжать в Италии, в США – самое место для карачаровых… почему же вы ещё здесь?

    Скорее всего – там ничего не светит, а здесь – можно и денежек заработать, и в целом неплохо устроиться – на фоне “бедных, гниющих у теплотрассы бомжей”… Вот тутты извини, я сегодня тоже груб…

    Егор 14:02

    Александр Швецов
    А ВЫ – можете уезжать в Италии, в США – самое место для карачаровых… почему же вы ещё здесь?
    Что тебе мешает тоже съездить? Не бухать дома перед компом, а устроиться на нормальную работу, заработать денег и съездить?

    Александр 14:04

    мне – ничего (ну кроме заботы о внуках)… так отчего же вы так критикуете (на кухне) систему?

    Егор 14:05

    Внуков не было, что до того мешало?

    Без критики не будет роста. Так устроена любая система.

    Александр 14:06

    Про 90-е не говорю, там действительно бардак был. Что отнюдь мне не помешало получить два образования…

    Егор 14:06

    Моя критика – это моя гражданская позиция. Моя маленькая капля в море. Есть люди, которым и так сойдет, а есть те, которые за развитие, за прогресс

    Александр 14:07

    А критика – она должна быть конструктивна.

    Егор 14:07

    Сменяемость власти очень конструктивное требование. Разделение властей тоже

    Александр 14:07

    Развитие – куда? прогресс – в чём?

    Егор 14:08

    А у тебя сейчас какая-то обида, что ты не можешь съездить, потому что не работаешь, положа руку на сердце)

    Все кто хотел давно уже съездили

    Сейчас не СССР

    Съездили, посмотрели что бывает еще и по-другому

    Прогресс в сторону светлого будущего, в сторону государства для человека, а не человека для государства, за справедливое разделение благ. За правовое общество и защищенность перед законом. За справедливые законы одинаковые для всех. Много в сторону чего

    Александр 14:10

    Ты думаешь, что если сегодня на место – да хрен с ним, даже не путина, (про него не говорю – это был бы лучший несменяемый царь, не то что 89 летний байден) был бы избран новый “глава е-бурга”, изменилось бы к лучшему?

    Егор 14:11

    Если ты думаешь, что я только бы пожужжать, то нет, я знаю чего я хочу и чего я не хочу

    Александр 14:12

    поэтому – я считаю, что прогресс в сторону государства для человека возможен лишь с случае обратной связи… давай с примером – в наших разведках где прогресс в сторону светлого будущего?

    Егор 14:12

    Думаю, что когда человек долго сидит на одном месте это ведет к диктатуре, к отсутствию конкуренции во власти, к отсутствию развития, к желанию править вечно. И это точно не про то, чтобы хорошо было нам, гражданам

    Александр 14:13

    ага

    Егор 14:13

    При чем тут разведки?

    Я не определяю как вам жить, как вам не жить, как вам лечиться, как не лечиться, все приезжают потому что хотят, на основе личного выбора

    Александр 14:15

    извини, конкретный пример… ты начальник, вот уже 7 сезонов, у тебя даша и вова – министры:) и где развитие? в работе? каждый год новый набор чайников, которых с 0 учить…

    да и президент не определяет – как жить и проч…

    Егор 14:16

    Я с тобой не согласен, потому что изменилось много за 7 лет с моей точки зрения

    Я не обладаю исполнительной и законодательной властью, вообще никакой не обладаю, я просто руковожу работой. Это вообще не одно и то же

    Если тебе не нравится, ты в праве не ездить

    Александр 14:19

    ВОТ!!! А думаешь у президента по другому? Не будем формулировать – а что это такое – исполнительная и законодательная власть…Но ты (если не формализовывать) – этой властью обладаешь

    Егор 14:19

    Саша, это бред

    Александр 14:19

    И давай не будем про “вправе не ездить”. Я с тобой поеду обязательно – если возьмёшь:)

    Егор 14:21

    Ну и с разведками в 2 срока вполне укладываюсь, может и закончатся скоро)

    А сравнивать глупо потому что это вообще не одно и то же

    Ты тогда царь, царь своей жизни и все у тебя и так должно быть збс

    Александр 14:23

    А вот это ты зря – ты в экспедиции именно царь (без сравнений), президент, или как ещё назвать… Это и называется руководящей работой

    Александр 20:02

    кстати… много-много улыбок, а чего это именно тебя про “предателей” так зацепило, что мы больше часа “сколько можно до смерти лаялись…”? Я вообще-то первоначально (там) хотел Андрюху Лебедева в список авторов (если бы он тоже согласился, конечно – а слышал ты его новую демку песни – “Между”? классно, умница “Кочегар”) вставить, я же там в “творческом совете”…из-за этого и пошли “разборки” – мол он не бард… ну и понеслось…

  2. Кто такие барды?
    Это спросил у меня Саша Швецов. Как будто сам не знает. Но ему вынь да подай моё мнение. Я скажу. Так вот, даже за мои короткие полвека смысл этого слова менялся несколько раз. Как и его содержание. Поэтому откажусь от официальных определений и выскажусь о своём понимании этого явления: Бард – это поэт, который хочет быть услышанным. Человек, исполняющий стихи, положенные на ритмическую основу. Музыкальный инструмент, количество исполнимтелей, язык исполнения и ритм – вторичны. Вторично для барда и денежное вознограждение. Когда в СССР зазвучало это слово, с бардами всё было однозначно, они были известны пофамильно: Анчаров, Окуджава, Высоцкий, Ким, Визбор, Якушева…. Поколения сменились, сменился взгляд на мир, и я могу смело говорить, что вон тот Макаревич бард, а вон тот бородатый, который про трактористов поёт – попса. Линия разделения проходит по качеству текста и глубине разума. Барды есть везде, не надо думать, что это наше изобретение. Даже Шекспир, и того бардом называют. Думаю, справедливо.

    1. “Мир не делим на “твое” и “мое” –
      Крепко запомни, дружище!
      Главное в Бане, что после нее
      Все мы становимся чище!
      Важно ль – во что ты одет и обут,
      Старше ты или моложе –
      Все, чем ты жив, ни Мистерия-Буфф…
      Но и Мистерия тоже.
      Пусть твою роль не оценит толпа
      Пусть ты пигмей перед веком –
      Главное – даже играя Клопа,
      Все-таки быть человеком!”
      (Б. Вахнюк)

  3. Да, братцы бардЫ, наваяли вы тут по полной программе.
    Извечный спор людоведа с людоедом – гумманиста с патриотом.
    Даже Блока переплюнули: “Да, Скифы мы, да азиаты мы”…

    Нет, я, конечно, где-то очень глубоко чувствовал, что где-то там же глубоко у меня есть что-то “кёльтское”. Но чтобы настолько! Елы-палы, та я ж предатель Родины!!!
    Или наоборот – толерантный космополит-философ-псюхолог?
    Запутался я нахрен с этим “бардизмом-ягизмом”…
    Мне вот как-то ближе “небарды” (перечисленные выше), чем “барды”, перечисленные там же.

    Там вот Лорес мастерские свои до сих пор до упаду ведет, вумных людей приглашает, говорят, даже диплом барда выдает…

    Я лучше в плен схожу…

  4. А еще мне понравилось вот это:
    “…Бризы Атлантики целовали
    Руки, горящие на штурвале
    Под Антуаном – синее море и облака
    Вдаль, над плечом – не встречен, не найден
    В небе летит пылающий Лайтинг
    Краткий сигнал, последний привет на всех языках…”

    Это сильно! Тут, б…. не только без Википедии, тут без поллитра не обойтись. Не так проста “бардовская песнЯ” – тут надо моск сломать и головной и спинной, чтобы ее “понять” и самое главное понять – “как эти ежики трахаются”, имея приоритет поэзии перед музыкой и нахрена им вообще в этом деле нужна гитара?
    Вот как поймем – сразу жизнь наладится…

    Правда, вот нах….. такая жизнь кому будет нужна?

    Нет, если кёлтские народности были настолько развиты, то остается им только… посочувствовать.

    Но, вы уж меня простите простачка – если я сегодня “пойму” как целовать “бризы Атлантики”, почему на штурвале “горят руки”, кто такие Антуан и Лайтинг – меня завтра жена бросит… А не хотелось бы…

    Я уже начинаю серьезно задумываться, что симантика слова “бард” происходит совершенно не из “кёльтских народностей”, а именно из русского слова “бардак” (и это в лучшем случае – в худшем – “бордель”)

    1. Нет, конечно, “жизнь была боренье…” Но если не знать Сент-Экзюпери!… Историю его гибели, конечно можно и в Википедии посмотреть…

    2. Возможно это специальная издёвка… сЕмантика вообще-то пишется через Е, а не и… И ещё – не люблю мата в инете, пожалуйста, обойдитесь без него

    3. Антуан вообще-то сам летал на лайтинге и с чем он там целовался горящими руками (кстати, почему горящими? огород на даче копал?) в закрытой кабине – я не понял. Да, и над плечом летит пылающий Лайтинг – это кто – ведомый? Или, прости господи, сам Антуан? Тогда моя крыша дает прощальный гудок и трогается

    1. Вот так враскоряку жизнь и проходит…
      Без мата, правда, но с буквой “ё” и чтением Экзюпери в Википедии…
      Меня, необразованного ни разу, всегда выбешивает, когда кто-то Экюпери (особенно в стихах) называет “Антуаном”, или Пушкина “Сашкой”. Я человек простой и начинаю завидовать тем, кто с ними “на дружеской ноге”.

      Поэзия, друзья мои, рождается на небесах, возбуждает душу, а душа диктует мозгу как же это все передать “простым смертным”… Не надо игнорировать мозг, оправдываясь тем – “как Бог на душу положил”, если не смог оттуда вытащить так, как он туда положил.

      1. Вот только не надо утрировать… В Википедии я проверял фактографию: действительно Антуан де Сент-Экзюпери погиб на “Лайтинге”, и у этого истребителя – единственного во время войны – был штурвал. Так что Олег был прав, написав эти строки… Что же до “мы в ответе за тех, кого приручили” или “проснувшись – прибери свою планету” (извините, я может не точно цитирую, по памяти, как в школьном детстве запомнилось…), то это встало в мою жизнь навсегда…

        1. Да дело же не в том – штурвал был или ручка. Да, Лайтинг это вообще что-то ненормальное – двухфюзеляжный истребитель-бомбардировщик. смесь бульдога с носорогом. Я про образы, которые возникают при чтении. Горящие (почему горящие? обожженные? натруженные?) руки на штурвале целует ветер. В закрытом фонаре кабины? Образы плывут… А что про другой лайтинг? Вот это вообще непонятно, что думать. Кстати ладони на штурвале сюда не из Бригантины пробрались?

          1. Жень, извини, я был поражен даже не текстом – мне его спела хорошая девчонка, начальник экспедиции – раскопок на Карасёвом озере – в прошлом году (ох, мы там и зажигали… сотни песен вспомнили, пусть с фальшинкой – у меня-то голоса нет и не было, у неё тож, но душевно), а видеорядом, который я нашёл уже приехав домой… Это не объяснить, это смотреть надо. И пусть мне скажут, что там ни разу не Лайтинг, что это кадры из фильма “Торпедоносцы”, Но меня сильно зацепил этот клип… Там ведь ещё и “Сталкер”, и др. советские фильмА. Просто – выйдите в Инет и взгляните.
            А-А-А!!! Причём здесь Бригантина??? Где я, и где Медведев?!

        2. Насколько я помню (не заглядывая в интернет): “Встал утром, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету” Красиво сказано, но все-таки про маленький астероид. Землю в порядок привести невозможно ни сразу, ни постепенно. Можешь сказать, что это ассоциация с каким-то собственным маленьким мирком – но он маленький только у “маленького человека” Ты таких знаешь?

          1. Нет ну надо же понимать разницу между “Встал утром, умылся, привел себя в порядок…” и “Встал я утром в семь часов – нет резинки от трусов – вот она вот она, на лайтинге намотана” и т.д.

        3. Лис в “Маленьком Принце” очень неоднозначная фигура и рассматривать ее с позиции последнего постановления ВЦСПС как минимум, глупо.
          Лис, потому и Лис, что он более хитер, чем мудр. Это не Маленький Принц хотел приручить Лиса, это Лис хотел, чтобы Маленький Принц “приручил” Лиса и стал за него ответственен.
          Надо просто повнимательнее читать и думать.

    2. Мда… А мне это напомнило: “Две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и две назад…” (Школа бальных танцев Соломона Пляра)

  5. Вы с кем на “дружеской ноге”? Не с Антуаном?
    А с Санчо-Пансой может быть? иль с Дон-Кихотом?
    По небу я парю аэропланом
    И проверяю точностью полёта

    Какими были мы, какими мы все стали
    Проверив на себе “холодность стали”.
    Чтоб выверяя с точностью “до йоты”
    Дай Бог, не промахнуться на излёте

    1. Саш, я на дружеской ноге с друзьями.
      Не могу, даже если бы хотел, назвать Экзюпери “Антуаном”, Санчо-Панса – “Санькой”… Хотел бы, но что-то не позволяет…

      Но очень интересно. Ты где это вот это последнее написал?
      Вот что ты проверяешь “точностью полета”? и “не промахнуться на излете”, прости Господи, – это тоже сильно.
      Если ты еще немножко пообщаеся с Медведевыми и Ко – ты точно начнешь писать на стенах, прости, сортира.

      Ты ж классный поэт! У тебя тонкое чувство слова, образа, ты умеешь одним росчерком передавать самые тонкие чувства. Юмора тебе, опять же, не занимать ни у кого.

      Ты зачем в графоманство полез? Неужели там интереснее?

      1. Господь с тобой, я с ним не виделся ни разу!
        Зачем же в графоманство сразу так?!
        Я с ОЛДИ перекидываюсь фразой,
        Мы шутим… А с Медведевым – пустяк.

        Хотя – да, мне нравятся его песни (некоторые). Но вот сегодня, на открытии выставки, посвящённой Гагарину я слушал “Ключ” Визбора и плакал. Надеюсь другие (а там были и те, кто руководил парашютной подготовкой отряда космонавтов – представьте, в Тобольске жив ещё один из них, и лётчики, которые возили ИЛ-76-й на невесомость – тоже в Тобольске) не обратили внимание на мою слабость… как на шнурок на ботинке Гагарина

  6. И всё-таки, ребята, Саша (Гусев), Женя (Меренков), да и я (Сашка Швецов) тож – мы так и не ответили на вопрос – что такое бард. Погрязли в частностях, взаимоответах… Понятно, что тема большая, может, для нас и неподъёмная… Давайте не будем хотя бы друг друга (ну – или враг врага) кусать.

    1. Саш, на самом деле, все не так уж и сложно, если вспомнить все то, с чего мы начинали и что у нас отняли в конце 80-х.

      Если говорить о самом слове “бард” без непосредственного отношения к нашей Русской культуре, то да, можно залезть в такие дебри, что не выберешься.

      Если же обратиться именно к русской культуре, истории, то ранее слова “бард” у нас было слово “проповедник”. Это уже потом церковь захватила права на эту деятельность и сегодня “проповедник” ассоциируется у многих часто с церковной деятельностью, что совершенно не верно.

      В нашей русской культуре бард – это проповедник, властитель дум и душ человеческих. Поэтому и движение бардовское – это как раз и взрыв, явление, объединение проповедников в своей исповеди. Бардовское движение – это общественно культурное, общественно-политическое движение в нашей стране. Началось оно с Пушкина. Да, до Пушкина тоже были единичные барды, но не существовало движения.

      Ну, а породила именно бардовское движение – авторская культура (новый вид культуры на Руси, которого до Пушкина не было). Причем, авторская культура во всех ее проявлениях – не только в стихах. Авторская песня – это жанр Авторской культуры. Один из ее жанров. Поэтому бардами у нас называют не только поэтов-песенников. Проповедники были не только среди нас.
      А после появления бардовского движения в 60-х годах, в рамках нашего жанра Авторской песни, появилось новое общественное движение – Клубы Авторской Песни, которое было и создано для поддержки бардовского движения среди народных масс (как и хотели когда-то декабристы) и защиты бардовского движения от совковой системы уже снизу.

      Вот этим мы и занимались, занимаемся до сих пор.
      Кто-то непосредственно является бардом, проповедником, исповедующим Авторскую культуру как ты (одни “Калабашки” чего стоят!), другие занимались КСП, третьи занимались самым глобальным – бардовским движением. Были и те, кто занимался всеми этими направлениями – Берг, например, Луферов, Бережков и т.д.

      И, кстати, “авторской музыки”, “бардовской музыки” как песенных жанров не существовало ни в одном государстве, ни в одной стране от слова ваабче! Просто тупо – не было и нет таких песенных жанров.

      И Вертинский, таки бард. Мало того, именно Вертинский, Козин, Козловский как раз подымали бардовское движение в песенной авторской культуре, которая только-только подымала голову, после того, как была разгромлена и Николаем-2, а потом и коммунистами.
      Советскими бардами-песенниками сталинских времен можно назвать Бернеса, Шульженко, Русланову, Утесова, Фатьянова… Они тоже из Авторской культуры, как и мы.

    2. Саш, дорогой, “кусать друг друга” – это же наше фсе! Пусть лучше мы куснем друг друга, чем нас искусают “враги”.

      Рассказывала Сталина Мишталь (тоже наше ФСЕ).
      Знакомила она двух титанов у себя на квартирнике в Питере:
      – Знакомьтесь. Это Женя Клячкин, это Слава Лейкин.

      Лейкин:

      – Как-как ты сказала его фамилия?!

      Сталина:

      – Клячкин… А что?

      Лейкин:

      – Фух! Нет, ничего… Просто я думал… Значит у меня не все так плохо…

Добавить комментарий