“Человеку важно знать свой Дом –
Весь свой Дом, а не один лишь угол –
Этот дом замусорен и кругл,
Чердаки в нем крыты белым льдом”…
(Д. Сухарев)
Сколько людей – столько мнений…
Ну так, видимо, можно сказать про приготовление яичницы, или драников, или о рецепте приготовления самогона…
О культурном явлении говорить, рассчитывая только на какое-то, пусть даже свое, самое любимое мнение – дело гиблое и неблагодарное. Если это, разумеется, культура и, если это, конечно, явление.
Чтобы понять суть вопроса, предлагаю его рассмотреть ни с начала, а как раз с конца (именно с конца) – с сегодняшнего дня.
А сегодня у нас, как оказалось, очень много “любителей”, “ревнителей”, “хранителей” и других “….лей”, так называемой” – “авторской песни”. Мало того, еще в советские времена эту “авторскую песню” по постановлению партии и правительства впихивали в школьные учебники и на уроках музыки мы иногда разучивали эти песни. А, собственно, зачем? Да тоже понятно – культура не требует публикаций – она живет по другим, живым законам, законам развития и совершенствования жизни. Поэтому, когда необходимо погубить культуру (или хотя бы ее тормознуть), на нее пускают локомотив истории. А девушка-история очень капризная, поэтому – кто платит, тот и танцует эту девушку.
Поэтому, как только появилось явление культуры – бардовская авторская песня, КСП, на него тоже был пущен идеологический локомотив под девизом “растащить это явление по кускам, а куски глубоко закопать”.
И закопали ведь. Очень удачно закопали – “Союз друзей” засыпали “Как здорово, что все мы здесь….”, а “Солнышко лесное” благополучно придавил Щербаков своей одной большой песней в пяти томах.
Все, ребят – дальше нас повез локомотив “истории КСП” тоже в нескольких томах (еванглие от Каримова и МГКСП, написанное по поручению партии и правительства) и теперь “наши” КСПшные, бардовские авторские песни поют даже в племени Мумба-Юмба. Странно, не правда ли? А вот Цветаева не могла ни писать, ни читать свои стихи в эмиграции… Т.е., так называемая “авторская песня” как картошка – для всеобщего употребления? (даже слышал, как ее кришнаиты поют! На свой манер, правда – типо, после “где в каких краях встретишься со мною” вставляют “Хари Кришна, Хари Рама”). И всем нравится – свобода мнений, свобода творчества, свобода мысли… А свобода ли это? Или, может просто у нас отняли свободу и продолжают ее замазывать всем, чем угодно, чтобы мы не дай Бог не вспомнили о том – какими же мы были и какими хотели стать? Смешно наблюдать, как на многих фестивалях или просто в теперь уже КАП (бред вообще какой-то!) даже крысы постбальзаковского возраста со слезами на глазах и, простите, со слюнями на губах буквально воют – “Милая моя, солнышко лесное…”. Кто-нибудь еще остался из тех, кто помнит – кому посвящена эта песня?! А если помнит, то почему не возмущается? Я возмущаюсь – меня выгоняют или банят…. “Каждый в жизни имеет право, на то что слева и то, что справа” – “у всех свое мнение”.
В любом интервью с “бардами” обязательно ярко прозвучит вопрос: “Ваши предпочтения в авторской песне?” Блин, это настолько эротично звучит, что хочется так же эротично ответить. Нет, наши “барды” этого не замечают. И предпочитают Визбора Якушевой, Кукина – иеромонаху (прости меня Господи – этого-то сюда как занесло!), Луферова Городницкому и т.д. Меню, то есть. А, если еще Галича под водочку да с огурчиком, да с картошечкой – полная авторская песня. Или Володю Высоцкого Киркорову заказать (за деньги, конечно).
Ну, ладно, молодежь 90-х – она как раз пришла уже к самому итогу развала движения КСП и бардовской авторской песни как таковых. Но мы-то еще живы, мамонты той поры. Еще и динозавры живы – те, кто эту культуру создавали и привлекали нас к этому – дай им Бог здоровья…
Оказывается – мамонты уже не помнят (склерозники), а динозавры…
Однажды я спросил у своего мастера: “Ты нахрена на старости лет вступил в “партию”?
– Понимаешь, Саш, собрались мы тут на одной пьянке – эти самые динозавры, поговорили и стало страшно – мы никому не нужны! Нет, че-то там говорят, цицируют и т.д. А, ежели что, защитить некому. Без куска хлеба будем сидеть.”
– Это тебе в партии сказали?
– Это мне соседка Жоры Вицина рассказала…
Так что, господа хорошие, движение КСП, увы, не существует, как не существует и Союза КСП (где, на минуточку, Берг был сопредседателем) – он “заменен” на “Всесоюзный Совет КСП” (который был избран в Саратове, куда просто тупо не пригласили Берга!!!).
Петь, орать, материться, выть, шепелявить, гнусавить о солнышке, бабочках, теплом море и чистом сортире можно и нужно – это сегодня “авторская песня”. Это сегодня – “культура-мультура” такая.
А динозавры наши…. Ну а что, динозавры…. “Поклонников много – лекарства купить некому”. Хрен его знает – кто из нас кому из них “предпочтения” отдаст – меню-то офигенное на любых “бардовских” сайтах.
Вот и стали наши динозавры девушками, которые танцуют тем, кто платит…
Уж не знаю кому как – но мне сложно вообще понять просто человека, а уж тем более творческую личность и особенно – творческую личность, участвующую в культуре, если эта личность абсолютно не понимает “С чего начинается Родина”. Если Родина начинается именно с этой творческой личности – это, думается мне, что следующий виток в нашей культуре.
Наш виток начался с Окуджавы (и то, тогда, когда до него дотюкало гитару в руки взять) и закончился….
Ну пусть думают, что закончился…
– Миша, шо делает эта бабушка?
– Она думает, шо перебегает дорогу…
– Ну пусть думает, я не буду тормозить…
Для желающих и жаждущих предлагаю:
– поделиться “собственным мнением” кто такие Барды и что такое бардовская песня:
– чем вообще отличается “авторская песня” от всех других песнЕй (не сегодня, а вообще, по сути своей – “Каримовское Еванглие” просьба ни цицировать – нервный я…)
Вот, собственно, два вопроса, которые вернут нас на круги своя. Ну, вернут тех, кто хочет вернуться, а не “плавать”.