Никольский Константин Николаевич

Нико́льский Константи́н Никола́евич (род. 1 февраля 1951, Москва) — российский и советский рок-музыкант, певец, гитарист, автор песен. Известен как сольной карьерой, так и участием в ансамблях «Атланты», «Осколки Сикорского», «Счастливое семейство», «Цветы», «Группа Стаса Намина», «Фестиваль», «Воскресение», «Зеркало мира». Никольского называют «голосом поколения».
Родители были научными работниками. 12-летним он начал учиться игре на входившей в моду шестиструнной гитаре в ДК имени Чкалова (курс Генриха Сечкина). Константин с удовольствием вспоминал о том, как собрал свою первую гитару из логарифмических линеек. В 15 лет он стал ритм-гитаристом образованной незадолго до этого московской группы под названием «Крестоносцы». Так, как у всех трёх гитаристов ансамбля был очень высокий рост, группу переименовали, и она стала называться «Атланты» (выступление этой группы в его школе вдохновило юного Андрея Макаревича на создание «Машины времени»). Вскоре Никольский начинает писать свои первые песни («Ты девчонка хорошенькая», «Алёна», «Я думал о многом и разном»), а «Атланты» — петь на русском языке. В 1969 году Никольский, окончивший физико-математическую школу (его родной брат стал профессиональным математиком), ушёл из института и отправился служить в армию. Служа на Украине в войсках ПВО и находясь на посту, Никольский в 1971 году сочиняет свою знаменитую песню «Музыкант» (первое название — «Венецианский музыкант»). Во время армейской службы были написаны антивоенная песня «Ты хотел увидеть мир» и патриотическая «Россия». Отслужив в армии, Никольский заканчивает курсы звукооператоров, становится звукооператором на Гостелерадио.
В 1974 году Никольский стал ритм-гитаристом группы «Цветы» Стаса Намина, а после того, как ансамбль был распущен приказом Министерства культуры, в 1975 году Юрий Антонов пригласил его в свой аккомпанирующий ансамбль «Магистраль». Оттуда Никольский был уволен, поскольку не по своей вине сфальшивил, играя соло во время концерта (яркий свет прожектора ударил ему в глаза), после того вернулся в Группу Стаса Намина, которую воссаздал её энергичный руководитель. Когда в 1978 году барабанщик группы Юрий Фокин покинул группу и эмигрировал в США, Никольский посвятил ему «Ночную птицу» (первое название — «Прощание с другом»), а вскоре тоже покинул коллектив.
В 1979 году возникает группа «Воскресение». Андрей Сапунов (он принимал участие в концертной деятельности «Группы Стаса Намина»), блестящий вокалист, в качестве своеобразного приложения к первому магнитофонному альбому в последний студийный день спешно записывает в сопровождении Кавагоэ и Маргулиса камерные версии таких песен Никольского, как «Музыкант», «Зеркало мира», «Поиграй со мной, гроза», «Я сам из тех…», «Ночная птица», «Когда поймёшь умом…». Когда первый состав “Воскресенья” распался, Никольский становится полноправным участником группы, которая сделала знаменитым его и которую сделал знаменитой он.
После “Воскресения”, из которого Константин Никольский ушёл в 1982 году, он играл в группах “Фестиваль”, “Старая гвардия”, а в 1986 году собрал коллектив “Зеркало мира”. С этого времени всё чаще Никольский выступает соло, в 1990 году распускает свою группу. Термин “рок-бард”, который прежде всего ассоциируется с Игорем Тальковым, в большей степени соответствовал как раз Константину Никольскому.
Сам Никольский – личность яркая, сложная, противоречивая, в высшей степени незаурядная. Хотя его песня “Музыкант” стала известной именно в исполнении Андрея Сапунова, этот вариант Никольскому не нравился, и он много раз критиковал Сапунова и в буклете к сборнику своих песен «Музыкант» (2001) писал: «Сапунов считал, что голос — это всё. И очень любил „А-а-а-а“, мелизмы всякие… Я спорил: вот пять песен, мелодии у всех разные, а ты их одними и теми же мелизмами — раз, и словно мылом всё замазал… Мелодия — это вещь неприкосновенная. Даже Стравинский говорил: „Точность — синоним выразительности“». Критиковал Никольский и Андрея Макаревича за то, что тот не научился как следует играть на гитаре. В книге Е.Додолева о группе “Машина времени” он запретил упоминать свои имя и фамилию, и фигурирует там под аббревиатурой ТКНН (“тот, которого нельзя называть”).
Константин Никольский оказал сильное влияние на поколения, которые формировались в 1980-е года, его стилю и песням подражали молодые авторы, многие впервые взяли в руки гитару для того, чтобы самостоятельно сыграть песни Никольского.
Сейчас Константин Никольский даёт акустические концерты, а иногда выступает совместно с блюз-роковым гитаристом Леваном Ломидзе и его группой Blues Cousins. Не забывает также и старых друзей — например, Александра Сикорского и его «Старую гвардию», Алексея «Вайта» Белова и его группу «Удачное приобретение». Джемы с этими музыкантами пользуются неизменным успехом у московской публики.